Услуги
Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье
Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.
Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.
Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.
В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.
Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании (грамзапись, магнитофонная запись).
Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты - игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.
Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр - напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.
Музыкально — образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой - либо системы.
Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.
Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение.
Задачи музыкального воспитания детей в семье.
Используемый репертуар
Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными
задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в до-школьном учреждении, а именно:
- обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
- развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, испольнительство, творчество, музы-кально-образовательная, деятельность);
- способствовать общему развитию детей средствами музыки.
Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.
Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.
Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.
Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А.Вивальди, И.С., Баха, В. А. Моцарта.
Методы обучения в семье
Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании.
Наглядно-слуховой метод - основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности).
Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В детском саду для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюстрации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.
Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения [в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).
Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.
Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения, желания заинтересовать детей музыкой.
Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно наивысших результатов (например, в игре на музыкальном инструменте), насильно заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения. Если же малыш не справляется с заданиями - его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством.
К сожалению, некоторые учителя музыкальных школ, занимаясь с маленькими детьми, допускают излишнюю строгость, требовательность, не учитывая желаний и возможностей ребенка. Это часто приводит к тому, что даже одаренные дети теряют интерес к музыкальным занятиям, а иногда и к музыке вообще. У ребят надолго закрепляются отрицательные эмоции, полученные во время учебы, которые порождают затем негативное отношение к музыке.
Педагог должен суметь убедить родителей, что только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии детей. Нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети не переутомлялись, не начали скучать. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов, наглядности.
Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только тогда, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми.
Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.
Консультируя родителей, педагогу-музыканту дошкольного учреждения необходимо рассказывать об опыте ·музыкального воспитания, накопленном ребенком в детском саду, чтобы они могли использовать его дома.
Формы организации музыкальной деятельности детей в семье
Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах - как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна - это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально - ритмические движения, игры с музыкой).
К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку перевернуть пластинку, подобрать мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.
Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки.
Музыка может изучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.
Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.
Не более часа экранного времени в день — именно такой лимит гаджетов устанавливает Американская академия педиатрии для детей от 2 до 5 лет. И не важно, это мультик или компьютерная игра, развивающая внимание. А как же тогда дистанционное обучение дошкольников? — спрашивают родители. Отвечаем: эффективнее онлайн-программ и e-learning инструментов будут активные игры, приготовление пищи и креативные практические занятия. |
![]() |
Предлагаем 10 крутых идей для психоэмоционального развития дошкольников дома.
Чем младше дети, тем больше внимания взрослых им необходимо — в этом самый большой челлендж карантина. Мотивация дошкольников — сплошь игровая: они общаются со своими сверстниками через ролевые игры. К сожалению, на дистанционном обучении учреждения не могут это обеспечить.
Мы строим работу с детьми так: каждый день они собираются на 30 минут в видеоконференции на утренний круг. Это время, когда каждый ребенок может рассказать что-то о себе, показать свою комнату или поделки, своих домашних любимцев. Учитель предлагает детям определенную тему недели — например, «Вода» и может показать простой эксперимент с водой. Все это занимает не больше получаса.
Опыт мамы первоклассницы: как реально происходят дистанционные уроки Сейчас многие родители немного растеряны с дошкольниками дома и часто не знают, как и куда двигаться в течение дня. Поэтому мы предлагаем им своеобразную «дорожную карту» дня — чек-лист, в котором перечисляем упражнения или активности, которые можно делать дома с ребенком. Родители могут двигаться в соответствии с ней, если хотят, или выбрать свой путь. В этот ориентировочный план дня мы стараемся вложить основные виды деятельности: развитие речи, математических способностей, работа с мелкой моторикой, физические упражнения. Мой первейший совет родителям: успокойтесь и не превращайте карантин на выполнение плана академических достижений. |
![]() |
Ограничьте время вашего ребенка с гаджетами, телевизором и любыми экранами, а перейдите на «ручной режим» обучения. Вот 10 простых идей, доступных каждой семье.
Делайте дома простейшие эксперименты
Вы можете выбрать тему недели и каждый день делать простой эксперимент. Например, тема «Вода». Сделайте с ребенком предположение, утонет ли тот или иной предмет в миске с водой, будет ли плавать эта игрушка в воде? А затем на практике дайте ребенку проверить свою гипотезу. Кухня — отличное место для экспериментов: давайте детям месить, что-то перекладывать и насыпать. Помните, что дети всегда стремятся быть нужными родным и делать что-то полезное для всех. Поэтому их крайне важно привлекать к приготовлению пищи: попросите ребенка порвать листья салата, намазать хлеб маслом и т.п. Развивайте разные опыты ребенка: завяжите ему глаза и предлагайте угадать по запаху или на ощупь, какой это фрукт, овощ или продукт.
Читайте картинками
Многие родители недооценивают полезность такого «чтения», потому что это выглядит как листание книги. Смысл занятия в том, что ребенок смотрит на иллюстрации в книге и рассказывает свою версию истории или сюжета, представляет, что могло произойти, о чем говорят герои. А потом родители читают и вместе сравнивают историю ребенка и историю автора. Не сосредоточивайтесь на угадал/не угадал, а сравнивайте и обсуждайте, почему ребенок так придумал, а автор иначе. Время с книгой очень важно, а еще лучше, если ребенок видит, что родители читают свои взрослые книги, а он может «почитать» свою.
Давайте ребенку слушать аудиоистории
Аудиоканал у дошкольников развит меньше, поэтому родители могут давать ребенку слушать аудиосказки. Это должны быть небольшие рассказы на несколько минут. Если дети уже умеют читать, могут следить в книге по тексту. Дети помладше могут слушать и повторять за диктором фразы или слова.
После экранного времени надо вернуть ребенка в его тело
Каждый раз, когда ребенок погрузился в онлайн-деятельность, в экранное время, его оттуда нужно «вернуть в тело». Для этого существуют веселые упражнения, например, обмять ребенка по контуру тела. Светлана Ройз советует упражнение «выбить пыль из подушки» — похлопать тело ребенка, будто это подушка, которую нужно почистить. Можно вместе поприседать и попрыгать.
Прогуливайтесь в квартире
Дети должны гулять на свежем воздухе. Но во время карантина многие детские площадки и парки закрыты для посетителей. Я могу только представить, как сложно семьям с детьми, проживающим не в частных домах. Если есть возможность отвезти ребенка к бабушке в село — это отличный вариант, ведь там развитие ребенка будет происходить в соответствии с его потребностями и возможностями, да еще и на свежем воздухе. Если бабушки в селе нет, единственный выход — устроить «прогулку» в квартире: открыть все окна и балконные двери, одеть кофточку потеплее и носки и устроить бег с препятствиями, игру в прятки или лепку из песка.
Что вы делаете для продуктивного обучения ребенка дома: опыт родителей
Создайте дома «полосу препятствий»
Дети должны двигаться, и много. Выберите самый длинный возможный маршрут в квартире, расставьте на нем препятствия — стулья, подушки, какие-то большие игрушки, на полу скотчем наклейте стрелочки, куда нужно двигаться и что делать: обежать предмет, подлезть под столом, перепрыгнуть подушку, забросить мяч в корзину и т.д. Такой домашний аттракцион позволит ребенку задействовать крупную моторику, все мышцы тела, да еще и будет развивать навыки ориентирования в пространстве — по стрелкам ребенок должен понять, что нужно сделать.
Устраивайте домашние закаливания
Наберите в несколько мисок воду разной температуры — теплую и немного прохладнее, насыпьте на дно пуговицы, камешки, орехи и позвольте детям закаляться и массировать ножки. То же самое можно делать без воды: насыпать в коробку горох или другую крупу и дать ребенку вволю там потоптаться.
Позвольте ребенку лазить по поверхностям и резать ножницами каждый день
Если выбирать между полезной e-learning компьютерной игрой и выпечкой печенья с мамой, то ребенку значительно полезнее будет печь печенье. Исследования показывают, что программы на развитие памяти, внимания, логики действительно работают, но они развивают навыки работы именно в этой программе. И эти умения не переносятся на другие ситуации из жизни.
Что делать с детьми на карантине
У детей до 11 лет очень развит кинестетический канал и нужно максимально его наполнить. Дети будут значительно эффективнее учиться, если будут делать что-то руками, ногами, всем телом. Они должны развивать крупную, среднюю и мелкую моторику. Перескочить какой-то этап здесь невозможно, потому что это законы развития. Все эти виды деятельности должны равноценно присутствовать в жизни ребенка, даже во время карантина. Поэтому позволяйте ребенку лазить — на диваны, на шведскую стенку, если она есть дома. Среднюю моторику хорошо развивает резка ножницами: дайте малышу ненужные бумажки и пусть разрезает их на волны, зигзаги, прямые полоски. Советую, чтобы ребенок ежедневно что-то резал.
Создайте для ребенка игровое пространство дома
Как завуч я не рекомендую нашим педагогам присылать родителям в Viber какие-то листы с заданиями для детей для распечатки. Понимаю, что родителям часто негде их распечатать. Значительно эффективнее вместо распечаток взять коробку от обуви, нарисовать маркером волны или какие-то фигурки, сверху насыпать манку и показать ребенку, что по крупе можно рисовать пальчиком и повторять рисунки.
Карантин — это удачное время для педагогов пересмотреть методы работы и понять, что важно, а что — просто лишний шум. И найти более действенные способы включения детей. Именно поэтому родителям дошкольников важно обеспечить для них игровое пространство дома: ролевые игры, переодевания, пальчиковый театр, различные виды конструкторов.
Не заставляйте дошкольников учиться на карантине
На онлайн-встречах родители спрашивают меня, как заставить детей учиться на карантине. Говорю им: не заставляйте! Вы можете предлагать, заинтересовывать, придумать какую-то мотивацию, объяснять, почему это важно. Но, по моему глубокому убеждению, обучение не должно портить отношения родителей и ребенка. Родители дошкольников должны сейчас просто успокоиться и осознать: дети все усвоят, это время не будет тратой и родители не должны выполнять план академических достижений. Просто уделяйте внимание ребенку, проводите с детьми время. Маленькие дети нуждаются в энергии и внимании родителей, поэтому прошу родителей: не учите детей на карантине читать или считать, лучше играйте, дурачьтесь, пойте, листайте книги и готовьте вместе пищу — это будет лучшие развитие ребенка, построение доверительных отношений и существенный вклад в развитие безусловной любви между родителями и детьми.
Синявская Елена Витальевна
методист
КГКП «Ясли-сад№3»
акиматаг.Рудного
Еще совсем недавно о дистанционном обучении можно было услышать, как об инновационной форме образовательного процесса, но уже сегодня применение в сфере образования дистанционных технологий обучения ни у кого не вызывает удивления.
В условиях эпидемиологической ситуации, сложившейся в стране и режима повышенной готовности, образовательный процесс был переведен в дистанционный формат с использованием мультимедийных технологий. Сегодня не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Образование вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования.
В сложившихся условиях деятельность педагога предусматривает основные формы работы с детьми и родителями в дистанционном режиме.
В дошкольном образовании реализовать формат онлайн общения педагогов с детьми с одной стороны сложней, с другой стороны – больше вариативных возможностей, которые зависят от креативности педагога.
Дистанционное обучение детей дошкольного возраста – обучение на расстояние без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми посредством интернет-технологий.
Главные цели дистанционного обучения детей - предоставить ребенку возможности получить образование на дому.
Суть дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что ребенок получает возможность смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также находясь дома, получить и выполнить задания. Основная цель задания – проверка и закрепление пройденного материала. В заключении ребенок может выполнить творческую работу, поучаствовать в конкурсе. Это необходимо для того, чтобы убедиться в том, что материал действительно изучен и усвоен, а в процессе выполнения творческой работы или участия в конкурсе ребенок использует полученные знания.
Особенности дистанционного обучения дошкольников:
- Мотивация. Дистанционное обучение предполагает от ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Роль взрослого – создать условия для обучения, заинтересовать ребенка в получении знаний.
- Способность к самообразованию. Дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает самостоятельно (это для ребенка сложно). Роль взрослого – сформировать данный навык.
Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста:
- Возможность установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка.
- Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий.
- Возможность контролировать круг общения ребенка.
- Индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей как психических, так и физических.
- Ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие – наличие ПК и доступа к интернету.
- Дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудио-лекции, тесты, задания и т.д.
Недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:
- Максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого.
- Нет авторитета воспитателя. Многие дети воспринимают предмет именно так, как его воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и формирует отношение к окружающим людям и миру.
- Не все имеют возможность получения дистанционного обучения, в силу сложных материальных условий, так как необходимо дорогостоящее оборудование (компьютер или ноутбук, интернет).
- Отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе, а также они не социализируются в обществе. В последующем им сложнее выстраивать отношения в коллективе, заводить новые знакомства, у них нет друзей.
- В виду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за компьютером.
Принципы построения дистанционного обучения дошкольников:
1.В центре – ребенок;
2.Взрослый – тьютор.
Дистанционные образовательные технологии позволят родителям, при помощи педагогов, эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей будет более интересным и насыщенным. Это позволит детям не скучать и провести с пользой время дома, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей, а родителям это поможет лучше узнать своих детей: их интересы, потребности, желания и способности.
Внедряя дистанционные образовательные технологии в образовательную деятельность дошкольников, педагоги тем самым параллельно повышают и уровень педагогической компетентности родителей. Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль педагога, наставника. А это в свою очередь способствует:
- индивидуализации образовательной деятельности (родители вместе с детьми сами выбирают темп и порядок выполнения тех или иных заданий);
- повышению информационной культуры (родители и дети воспринимают компьютер, не как игрушку, а средство для получения знаний);
- поддержка очного обучения (дети, которые находятся на самоизоляции, не оторваны от образовательных отношений, а могут обучаться в домашних условиях).
Как сделать дистанционное обучение эффективным?
- Составить расписание онлайн занятий:
- продумать время восприятия материала, так как не весь учебный материал может быть понятен с первого раза, поэтому нужно заложить время на повторное ознакомление с материалом, а также на виртуальную консультацию педагога;
- продумать время выполнения заданий, поэтому нужно дать ребенку возможность решить задание, проверить его, чтобы закрепить полученные знания.
- Вовлекайте ребенка постепенно:
- сначала маме следует просмотреть материал самостоятельно;
- затем включить материал для ребенка, помня о том, что для дошкольника онлайн обучение не урок, а игра, развлечение;
- Направляйте, но не указывайте:
- договоритесь с ребенком, в какое время он будет заниматься;
- ненавязчиво контролируйте процесс обучения: интересуйтесь, все ли ребенку понятно, нравится ли ему, сложные ли задания;
- сидеть над душой, контролировать, правильно ли ребенок произносит глаголы или держит карандаш при рисовании, не нужно. Просто будьте в курсе, как ваш ребенок осваивает материал, и следить за соблюдением графика.
Занятия с использованием электронных устройств должно строго регламентироваться как по длительности, так и по их количеству в соответствии с возрастными возможностями детей. Дистанционное обучение не должно рассматриваться только как многочасовое включение ребенка в онлайн-работу. Необходимо помимо онлайн-обучения активно использовать другие формы дистанционной работы и чередовать разные виды деятельности.
Дистанционное обучение – это альтернативная форма образования, в рамках которой обеспечивается продолжение образовательного процесса в карантинных условиях посредством различных инструментов дистанционной коммуникации.
Необходимо помнить, что занятия с дошкольниками носят интегрированный характер, ребенок развивается и обучается, играя и взаимодействуя с окружающим миром, различными материалами и средой. Поэтому родители с детьми будут не только читать, писать, беседовать, просматривать иллюстрации и мультфильмы, но и заниматься продуктивными видами деятельности: изобразительной деятельностью, хозяйственно-бытовым трудом, трудом в природе, уходом за домашними животными и др.
Родители не всегда знают: чем занять своих детей и часто оставляют их один на один с телевизором или компьютером. Дистанционное обучение позволит родителям, при помощи педагогов, эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей будет более интересным и насыщенным. Это позволит детям не скучать и провести с пользой время дома, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей, а родителям это поможет лучше узнать своих детей: их интересы, потребности, желания и способности.
Родители, в свою очередь, должны выполнять образовательные задачи, полученные от воспитателя, сотрудничать с воспитателем, информировать его о состоянии здоровья ребенка, а также обеспечивать соблюдение распорядка дня, аналогичного режима дня в детском саду.
Вы можете проявить себя осознанными, внимательными и понимающими родителями. Вы можете стать для ваших детей источником вдохновения на новые, интересные дела, партнером, другом и союзником в их детском мире. Сделать это не так сложно, как вам может показаться. Самое главное, принять это решение и начать испытывать не эмоции раздражения от вынужденного сидения дома, а эмоции радости от совместного проживания текущей ситуации вместе со своим самым близким человеком на свете -ребенком!
10 правил дистанционного обучения
- В первую очередь, спокойствие. Как бы банально не звучала фраза "у спокойных родителей - спокойные дети", но это правда, и это работает. Все мы понимаем, что дистанционное обучение невозможно, хотя бы первое время, без участия родителей. Так или иначе, вы будете вовлекаться в процесс, и это нервирует. Но успокойтесь и постарайтесь передать спокойный эмоциональный фон ребенку, это снизит его тревожность. Ведь он тоже волнуется!
- Подготовьте для ребенка рабочее место. Отдельная комната или рабочий уголок, не столь важно. Главное, чтобы вокруг был порядок, - это настраивает на рабочий лад. Позаботьтесь о технической стороне вопроса, чтобы компьютер (планшет, телефон) был в рабочем состоянии, а интернет не подвел в ответственный момент. На случай сбоя интернета через wi-fi, выберете тариф на телефоне с безлимитным интернетом, чтобы при необходимости создать точку доступа и не выпасть из процесса.
- Зарегистрируйтесь и ознакомьтесь с образовательной платформой, которую выбрал ваш воспитатель, заранее вместе с ребенком. Это исключит эффект неожиданности.
- Спланируйте день, составьте для ребенка расписание занятий. Старайтесь придерживаться примерно такого же распорядка дня, как и во время посещения занятия. Не забудьте о перерывах: 10-20 минут между занятиями.
- Рабочая обстановка. Проконтролируйте, чтобы во время занятий ребенка ничего не отвлекало. Отключите уведомления в мессенджерах и удалите животных из комнаты. Редко кто из детей удержится от соблазна потискать питомца.
- Подберите одежду для занятий, нельзя позволять ребенку заниматься в пижаме или домашней одежде, это не создаст рабочую атмосферу.
- Самое время вспомнить про режим дня. Полноценный сон очень важен для растущего организма! Мозг во время сна продолжает обрабатывать информацию, полученную во время бодрствования. Также сон помогает справиться со стрессом, не забывайте об этом. Разбудите ребенка как минимум за час до начала занятий. Он должен успеть умыться и позавтракать.
- Записывайте успехи ребенка! Это помогает мотивировать. Можно каждое небольшое достижение записывать на цветные листочки и прикалывать к пробковой доске. Наглядно видно, как ребенок поработал.
- Физическая нагрузка и гигиена. В течение дня у ребенка обязательно должна присутствовать физическая нагрузка. Делайте зарядку, гимнастику. Не забывайте регулярно провертывать помещение. Глаза также должны отдыхать от яркого монитора компьютера. Полезно выполнять гимнастику для глаз, в интернете много вариантов.
10. Обратная связь. Будьте на связи с воспитателем, задавайте вопросы, если вам что-то непонятно. И не переживайте, для воспитателей это тоже новый опыт. Они волнуются не меньше вас.