oC

Требования к речи первоклассника

Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу меняется привычный для ребёнка образ жизни — он перемещается в новый неведомый прежде мир. Дошкольник становится школьником.

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

  1. Умение слушать и слышать других
  2. Звуковая сторона речи:
    • правильно произносить все звуки речи;
    • четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например, мотоциклист, регулировщик, термометр);
    • говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;
    • изменять темп речи с учетом содержания высказывания.
  3. Функции языкового анализа:
    • делить предложения на слова;
    • делить слова на слоги;
    • уметь выделять все звуки в словах;
    • устанавливать последовательность звуков в слове.
  4. Лексическая сторона речи (словарный запас):
    • точно подбирать слова;
    • ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
    • дифференцировать обозначения предметов (например, «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
    • употреблять сложные слова (например, длинноногий);
    • пользоваться эпитетами (например, чистое поле);
    • подбирать метафоры (например, туча комаров);
    • использовать слова и фразы с переносным значением (например, сломя голову);
    • подбирать синонимы (например, храбрый – смелый – отважный)

 

  1. Грамматическая сторона речи:

а) Навыки словоизменения

  • изменять существительные по падежам и числам (например, санки, на санках);
  • употреблять различные предлоги;
  • согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например, голубое полотенце);
  • согласовывать существительные;
  • с числительными (например, один карандаш, два карандаша, пять карандашей);
  • правильно употреблять  глаголы  (например,  бегу,  бежишь,  бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.);

б) Навыки словообразования

  • образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и
  • увеличительных суффиксов (например, глаза – глазки –глазищи);
  • образовывать глаголы с помощью приставок (например, шел – вышел –

перешел – обошел);

  • образовывать название детенышей животных;
  • образовывать относительные и притяжательные прилагательные
  • от существительных (например, малина – малиновое, лиса – лисья)
  1. Связная речь:
    • свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
    • поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
    • рассказывать о пережитых событиях;
    • пересказывать содержание сказки, рассказа;
    • описывать окружающие предметы;
    • раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.